Республика Беларусь, Витебская обл., г. Дубровно, ул. Задубровенская, д. 50

rubeen

Главное меню

Быстрый поиск

Полезные ссылки

Ребенок убегает на озеро. Как удержать .doc

 

«Дочка 4 года убегает на озеро. Как уберечь?»

 

   Рассказывает многодетная мама:

   «Дочке 4 года. Рядом с нашим домом озеро. Она постоянно пытается убежать туда. Ни на минуту не отвернуться. И объясняю, и ругаю. Бесполезно. Все время в тревоге, напряжении. Что делать?»

   Наша ошибка, что мы разговариваем с ребенком как со взрослым, которому доступна логика и самоконтроль. НО! Ребенок - живет эмоциями. Поэтому не слышит наши объяснения.

  Чтобы обеспечить ребенку безопасность и собственное спокойствие, нужно понимание ситуации и наши грамотные ДЕЙСТВИЯ .

   Для ребенка в 4 года главное – отношения с мамой. Опасность для него понятие абстрактное. И он сделает все, чтобы быть с мамой в контакте. Где эмоции, там и внимание.

   Судя по вашему рассказу, тема озера – самая эмоциональная в общении с ребенком, а значит, самая интересная для ребенка! Если вы много эмоций вкладываете в обсуждение темы озера, ребенку трудно переключить внимание на что-то еще. В разговоре про озеро используйте скучный голос и минимум слов!

    И еще 4 года – это возраст НАОБОРОТ.

По-другому он называется кризисом трех лет. Это возраст, когда для ребенка жизненно важно вступать в борьбу со взрослым. А тут еще повод такой интересный.

   Вы можете воспользоваться этим и подыграть ребенку: «Тебе обязательно нужно искупаться в холодной, грязной воде! Нет, нет, идем сейчас же!» - и сделайте вид, что вы готовы осуществить это. Чем больше мы настаиваем, тем упорнее дети говорят НЕТ! И делают то, что нам на самом деле нужно. Говорите наоборот!

   Чем больше запрещаем, тем больше ребенок концентрируется на преодолении запретов. Важно снизить эмоциональный заряд. Сделать его нейтральным. Четко определить время, когда можно и что можно.

    Если мы что-то запрещаем, то должны показать, что можно, куда направить ребенку свою энергию. Если вы скажете: на озеро бежать нельзя, а брызгаться из бутылки, плескаться в тазу или бассейне, лить воду в песок – можно, вы думаете, ребенок откажется от такого удовольствия? Еще лучше, если вы сами покажете как это весело. Кроме того это очень хорошая естественная развивающая среда.

Подробнее о множестве полезных увлекательных занятий дома можно почитать в статье на сайте УЗ «Дубровенская ЦРБ» «Чем занять ребенка дома?»

   Если ребенок не может сосредоточиться на самостоятельных играх – значит, его эмоциональный резервуар требует наполнения. Простыми словами ему не хватает вашего внимания. И он будет стремиться завладеть вашим вниманием всеми доступными для него способами.

  Посмотрите, не является ли убегание на озеро для ребенка своеобразной увлекательной игрой с мамой «Поймай меня!»? Если да, то вы, взрослая, можете перестать играть в эту игру.

   Начните планировать время на совместные игры с ребенком, когда вам никто не мешает, когда вы сосредоточены полностью на ребенке, по максиму даете ему свое внимание, интерес, способности.   Тогда у ребенка не будет необходимости захватывать ваше внимание другими, порой опасными способами. Здесь важно не количество, а качество.

   Даже если вы многодетная мама, тем более ради своего спокойствия делайте это. Ежедневно в течение 1 часа играйте с ребенком, организовывайте беготню, возню, с массой эмоций вне темы озера. Чтобы ребенок знал, что этот час он для мамы самый важный.

  Напитавшись эмоциями рядом со взрослым, ребенок становится послушным, спокойным, охотно играет самостоятельно. Главное в это время – получить как можно больше радости и удовольствия от пребывания вместе.  

   Как же донести до ребенка опасность некоторых ситуаций, если объяснения и наказания не помогают? Вместо долгих объяснений организуйте игру в «озеро», где действия будут происходить с игрушками. Вы можете в сюжете игры показать ребенку опасности, которые его подстерегаю, рассказать о всех возможных неприятностях ( мишка шлепнулся в холодную воду, ему неприятно…он испугался… Лежит простуженный и грустный) Концентрируйте внимание на чувствах, переживаниях, ощущениях. Эмоционально проиграйте эти моменты. Пусть ребенок побудет и в роли пострадавшего, и в роли помощника Это язык детства, понятный каждому ребенку

В результате:

Ребенок получает полноценный контакт с мамой, и понятную информацию о последствиях непослушания, увлечен новыми играми дома, которые предоставляют гораздо больше возможностей. Зачем ему убегать? А совместная прогулка на озеро доставит удовольствие всем.

   И последнее… Ребенок – наше зеркало. Обратите внимание как часто вы не слышите предупреждения, советы, насколько эмоции руководят вашим выбором. Можем ли мы требовать, чтоб ребенок был взрослее нас? Признайте свои трудности, вам легче будет договориться с ребенком.

С пожеланием радости и мира в ваших семьях

Психолог Наталья Турутина.